[Контроллер ДХО из дальнего в полнакала ]

Информации в интернете много. Есть на специализированных микросхемах, есть на таймерах (например 555), есть на микроконтроллерах. Например http://nsskn.narod.ru/pwmheadlamp/ Да и на братском форуме уважаемый UTUG себе такое поставил и дал подробный отчет о подключении http://www.tucson-club.ru/forum/showthread.php?t=86433 Но мне захотелось сделать плавное включение-выключение, управление от датчика скорости, и принудительное включение-выключение штатной кнопкой, как это сделал наш Виктор (Vik-440) в блоке отключения полного привода.

Работа блока:

Завели машину, поехали, плавно включается дальний с установленной яркостью.

Остановились. Через 120 сек дальний плавно выключается.

Если во время движения включить ближний свет, дальний плавно выключается.

Для принудительного отключения режима ДХО дважды нажать на кнопку подогрева лобового стекла.

Повторное двойное нажатие снова включает ДХО в штатный рабочий режим.

Если установить режим осветительных приборов в режим АВТО, то днем ездим с ДХО, вечером автоматически включаются габариты + ближний и выключается ДХО.

Если случайно переключить “крутилку” в режим габаритов или полностью выключить осветительные приборы, то во время движения включится ДХО. Таким образом всегда во время движения у нас что-нибудь включено и мы не нарушаем ПДД.

Если включено ДХО, то нагрузка составляет всего 20-30W вместо 120W в режиме габариты+ближний. 

Блок запитан от цепи, в которой напряжение есть только при включенном зажигании.

С прошивкой и схемой очень помог уважаемый ooogo@mail.ru

Схема “из интернетов” была немного изменена, “управление” прооптимизировано под TUCSON и получилось вот такое:

Рабочая частота микроконтроллера ATtiny13 была выбрана 128 кГц (на такой частоте у меня получилось перепрограммировать повторно только программатором “пять проводков”,  либо USBASP, но только программой Khazama AVR Programmer на частоте 8 кГц, либо программой DudeAVR с установленным ключом -B700 или более).

Примечание: для программирования необходимая частота SPI = 1/4 частоты работы контроллера, при повторном программировании PonyProg нужно выставить параметр SPIBusSpeed  ULTRASLOW или VERYSLOW в файле ponyprog.ini, инструкция для запуска под Windows 7 64bit  http://radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=66618

Затем в Proteus  была отлажена программа по упрощенной схеме:

 

Затем были эксперименты с подбором количества полевиков и каскадом управления полевиками (драйвер ставить не хотелось, поэтому кроме одного биполярника пробовал поставить npn-pnp каскад, так же пробовал управлять оконечными полевиками каскадом на полевике). Но на температуре выходных полевиков это не сказалось. Частота ШИМа маленькая, около 60-70 Гц, поэтому крутизна фронтов особо не сказывается на температуре транзисторов. Влияет только сопротивление перехода транзистора.

По разным схемам “в интернетах” на выходе подобной конструкции ставят от одного до трех параллельно включенных полевых транзисторов.

Мои приблизительные замеры температуры при напряжении питания 15 В, нагрузка – две нити стандартной лампы 55+60W, включенные параллельно, скважность ШИМ 50% такие:

с одним полевиком – температура без радиатора 70-80 градусов

с двумя полевиками – около 55 градусов

с темя полевиками – около 45 градусов

Замеры делал термощупом от тестера, поэтому на точность замеры не претендуют.

 

При скважности ШИМ 20-30% температура выходных транзисторов еще. В принципе это все уже многократно обсуждено в интернете, но проверить лично не помешало

 

 

Затем выбрал разъемы:

Рещил использовать восьмиконтактный с меньшим шагом между выводами.

Это 15-амперный разъем, но при разводке платы я запараллелил по два контакта на +12 и выход на дальний (собственно силовая часть). Но думаю, что это оказалось избыточным, поскольку в установленном на TUCSON блоке ДХО оптимальный рабочий режим 18-24% (ориентировочный ток – 2А).

Затем попробовал развести плату под SMD 0805:

Затем с помощью “лазерного утюга” была “нарисована” фольгированная часть:

 

Затем плата была вытравлена в растворе перекиси водорода + лимонная кислота + соль.

Способ №5 по этой ссылке http://radiokot.ru/lab/hardwork/62/

Раннее такого рецепта не использовал и был приятно удивлен результатом.

 

 

Затем с помощью “лазерного утюга” нанесены обозначения:

Затем с помощью сплава Розе плата залужена в кипящей воде.

По общепризнанному мнению, со временем сплав Розе темнеет, и лучше после пайки обратную сторону покрыть чем-нибудь защитным. И данная “красота” временна.

Далее плата была спаяна.

SMD паял первый раз. Оказалось совсем не страшно и самое главное удобно потом допаять если что не так. Меньше отверстий и меньше плата.

Затем плата была проверена с двумя выходными полевиками:

Ввиду использования маленького “впритычного” корпуса, понадобилось немного уменьшить транзисторы и стабилизатор по высоте, поэтому решено было впаять третий полевик:

Знаю, что использование панелек в автомобиле зло, но поскольку это тестовая конструкция и при установке в машину возникли непредвиденные вопросы, оказалось очень удобным использование панельки – пару раз пришлось оперативно перешивать контроллер. Со временем впаяю его без панельки.

Получилось вот такое:

 

Настройка блока для выставления нужной яркости:

1. выключаем “крутилкой” фары;  

2. нажимаем кнопку включения подогрева лобового стекла и не отпуская ее заводим двигатель, затем кнопку отпускаем. Блок ДХО в этом случае игнорирует отсутствие импульсов с датчика скорости и входит в рабочий режим.

3. нажимая кнопку на плате меняем яркость (от 6,25% до 50% через 6,25%).

Выбираем нужное значение. Думаю что это будет в районе 18-30%

В прошивке специально ограничена максимальная яркость пятидесятью процентами.

При желании можно раскоментировать в прошивке строку 0-100%.

4. выключаем зажигание.

 

На двух фото ДХО в режиме 25% в пасмурный зимний день около 16 часов, лампочки в фарах  55+60W от ОSRAM или Филипс, точно не помню, но помню что перекальные +50%, с удлиненным сроком службы :

 

 

После установки и наладки добавил еще один навесной резистор, один SMD-резистор, заменить один SMD-резистор на три параллельно включенных. Файл платы и схему после этого  подкорректировал.

Полный комплект файлов в архиве https://drive.google.com/file/d/0B89C0TGgchFPMTFHZXJtWmJzZzA/edit

видео работы 

prepressmaster@gmail.com и ooogo@mail.ru 

Присылайте Ваши доработки для накопления опыта.